Опубликовал администратор Сергий 6 июня в рубрике Духовное чтение. Наверное, многие из нас задавались следующими вопросами: В чем причина наших страданий? За что страдают святые праведники? За что страдают невиновные? А как быть с теми детьми, младенцами, которые не воспринимают, является ли их страдание любовью или жертвой? Осознание возможно с более старшего возраста. А как быть с младенцами? Почему страдают невинные и благоденствуют грешники? О невинных страданиях Алексей Осипов, профессор.

Святые отцы о духовной борьбе христианина

Недавно у меня появился молодой человек. Познакомились мы 2,5 месяца назад, но встречаемся лишь неделю. До этого никогда ни с кем не встречалась.

Что такое борьба с грехом, ведь она возможна только с помощью Надо читать святых Отцов, иметь их труды настольными книгами: . Нет. Когда я чувствую остроту раны и боль, ревность моя не ослабеет.

Православие и мир Двадцать лет свободного существования Православной Церкви на постсоветском пространстве ознаменовались, среди множества других явлений, появлением открытой внутрицерковной полемики по самым разным вопросам. Книги, статьи в газетах и журналах, в ещё большей степени интернет-сайты и форумы оказались посвящены полемике одних православных с другими.

Собственно, само по себе явление это для Церкви привычное. Святые отцы также полемизировали, и во все времена были свои интеллектуальные вызовы, свои опасности, свои ошибки, о которых необходимо было предупредить чад Церкви, и через всё это открывались искуснейшие в слове. Разумеется, и сейчас есть немало тех или иных идей или явлений, распространение которых в церковной среде представляет в большей или меньшей степени угрозу для духовного состояния верующих.

И люди, неравнодушные и ревностно относящиеся к вере, не оставляют без внимания и без ответа вызовы и соблазны сего дня. Однако ни для кого не секрет, что нередко во внутрицерковной полемике можно увидеть примеры далеко не святоотеческого духа, не смотря на внешне самую благообразную риторику.

Эта в принципе приятная и воодушевляющая задача затрудняется тем, что наша природа повреждена грехом. По этой причине склонность ко злу начинает обнаруживаться даже в очень раннем возрасте, еще до того, как разум и воля человека получают свое полное развитие. Поддаваясь разным внутренним и внешним дурным влияниям, человек грешит.

Повторные грехи со временем становятся дурными привычками, страстями, которые все сильнее толкают человека ко греху. Если человек не борется со своими страстями, то они превращаются в пороки, которые могут совсем поработить человека.

Это стремление рождает ревность, которая делает гнев орудием против Святые Отцы, истолковывая изречение пророка Давида воутрия .. Я. Я не буду молчать, пока мы с вами находимся на поприще борьбы и идем по.

О ереси, расколе и экуменизме" , содержащую критику блистательной проповеди Его Святейшества в Неделю Торжества Православия. Не имея планов давать каких-либо моральных оценок автору и публикаторам рассматриваемой статьи, не могу, все же, не выразить недоумение тем фактом, что руководство" Русской линии", на днях получившее из рук ближайшего сподвижника Патриарха высокие церковные награды, поставило свое информагентство в один ряд с такими одиозными электронными СМИ, как"Кредо.

В начале своей статьи г-н Семенко обещает выдержать ее в"сугубо академическом ключе", не выходя"за рамки научно-богословского дискурса". Однако обещания ему выдержать не удалось, да и жанр - критика Святейшего Патриарха - неблагодарная почва для академичности или научного богословствования. Прежде всего, показательны ссылки Владимира Петровича на две примечательные статьи: Последняя статья принадлежит перу В.

Можегова, об отношении к нашей Церкви которого ярко говорит название иного его опуса: Любопытные авторитеты у г-на Семенко. Из весьма пакостной статейки Можегова постоянный автор" Русской линии" цитирует наипакостнейший пассаж, в котором говорится, что слова Первосвятителя Русской Церкви вызывают"некую неопределенность""в районе живота","в которую все куда-то летит, не обретая опоры". Цитирование подобных грязных намеков, конечно, многое говорит о"научно-богословском" и"академическом" характере статьи В.

Небезынтересно обратить внимание и на первую статью"Проповедь, которая наводит на многие размышления" , к которой нас отсылает г-н Семенко, как к обладающей"несомненной ценностью", и выводы которой"в главном" совпадают с его Семенко выводами. Заметим, что если бы в речи Великого Господина и Отца нашего, действительно, случилась оговорка, то, дабы не уподобляться греху Хама, ее следовало покрыть молчанием, тем более, что никто не застрахован от оговорок в устной речи они встречались иногда и у блаженно почившего Патриарха.

Но в том то и дело, что Святейший обладает порядком более серьезным богословским багажом, чем его напористые оппоненты. Во-первых, в проповеди Патриарха Арий назван не"священнослужителем Константинополя", а"пресвитером Константинопольским".

Сокровищница духовной мудрости

ревность Будем бодрствовать и постоянно возгревать благую ревность в доме ума нашего, чтобы не назвали нас нерадивыми и ленивыми. Над ревностным и бодренным страсти никогда не возьмут верха. Если и падет он когда, по козням искусителя, ревность и бодренность тотчас восстановляет его прп. Антоний Великий, 89, Во-первых, памятью о смерти

Борьба между этими двумя течениями продолжалась в течение нескольких Между тем, те же святые отцы в других местах говорят, что лишь Иисус.

ревность по схеме или Гипотеза о мотивации обличителей Почти тридцать лет назад, когда я первый год работал в школе учителем математики, был у меня случай. Я должен был начать с четвероклассниками тему дробных чисел, и дал им задачку, наводящую на мысль, что целых чисел для жизни недостаточно: Спустя какое время они встретятся? И вдруг тянет руку очень тихий мальчик Миша. Поднимаю его, он встает — весь такой напрягшийся, бледный, и звенящим голосом произносит: Встал человек за правду.

На всё готов был пойти — на двойку, на запись в дневник, на вызов родителей… но за истину можно и пострадать! Этот случай часто мне вспоминается, когда в интернете люди вновь и вновь начинают бороться за чистоту православной веры: Иногда таких людей совсем уж заносит и они, например, в годовщину убийства протоиерея Александра Меня высказывают радость, что его убили: Такое объяснение кажется мне очень поверхностным. Да, конечно, разные встречаются экземпляры, бывают и злобные садюги, изображающие из себя святых праведников.

В чисто человеческом плане это, скорее всего, очень хорошие люди, вовсе не людоеды какие-то. Но есть одна серьезная проблема. У этих людей так устроено мышление, что им всегда нужна четкая, однозначная, логичная схема.

Святых Отцов

Зло есть неправильное ее применение — не к месту и не ко времени, или без меры. Как в человеке есть правая и левая рука, так у него есть и две силы души: Раздражительная и усладительная или вожделевательная. Преподобный Григорий Синаит говорит:

Ибо только теперь та и другая, благодаря ревности архиепископа Геннадия, .. «Святые отцы написали,— говорили еретики,— что седмь тысяч лет.

Отцов, ревностное начало души также именуется гневом, рвением и энергией. В святоотеческой письменности эта сила обычно называется словом, происходящим от глагола зажигаю, горю, пламенею. В своем первозданном состоянии до человеческого грехопадения , ревность означала усердие к угождению Богу , имела возвышенный духовный смысл.

В своем изначальном виде ревность — законная сердечная чувствующая сила души , повинующаяся разуму. Однако после грехопадения произошло повреждение человеческого ума. Человеческий ум стал стремиться не к вечному Богу, а к предметам видимого мира, порабощаясь им. Отсюда и ревность стала не ревностью о познании Бога, а ревностью о получении удовольствий в кратковременной жизни. Противоестественная ревность в сочетании с противоестественной направлением ума и воли стала греховной страстью , то есть неестественным движением человеческой души.

Исцеляя человеческую природу, христианство учит о необходимости изменить противоестественную ревность о временном и преходящем изначально присущей человеку ревностью к познанию Бога и соединению с Ним.

О ложной ревности и внутрицерковной полемике

Уметь отличить и тинную ревность от ложной очень важно, потому что если человек имеет ревность, но направляет ее в неправильное русло, то она не приносит ему пользы, а причиняет вред. Ложная ревность может привести человека к прелести или к такому состоянию, за которым последует страшное падение, — и тем самым обречь его на погибель в вечности. Из-за гордости благодать от человека отступает, и тогда диавол может над ним страшно посмеяться. Поэтому приходится вновь и вновь напоминать об этой важной составляющей духовной жизни.

Совершать монашеский подвиг без ревности невозможно, но часто истинная ревность превращается у нас в ложную.

Источник духовной ревности – Святой Дух, приемник ее – дух Такой мнимой ревности не приемлет Господь и святые отцы всячески заповедуют остерегаться ее. Истинная для борьбы за веру => 1 Тим. 6, 12;.

Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. А считая грехом легким и маловажным, не боятся его; не боясь, пренебрегают им; пренебрегая же, нелегко избегают его, и таким образом совершается невидимая и тайная пагуба: Между тем Господь повелел нам быть мудрыми, заповедал быть крайне осторожными, чтобы враг, который всегда бодрствует и непрестанно подстерегает нас, вторгшись в сердце, не раздул из искр пороха, не превратил малого в большое и, убаюкивая небрежных и неосторожных легким дыханием и тихим веянием, не возбудил вихрей и бурь и чрез то не разрушил веры и спасения — не разбил самой жизни.

Итак, надобно бодрствовать, возлюбленнейшие братья; надобно всеми силами стараться противопоставить тщательное и полное бдение врагу, который, свирепствуя, направляет на все части тела свои стрелы, могущие поразить и ранить нас. Убеждая нас к тому и поучая, апостол Петр говорит в своем Послании: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить 1 Пет.

Он обходит каждого из нас и, как неприятель, обложивший крепость, осматривает стены и испытывает, нет ли в них какой части не столь укрепленной и прочной, чрез которую можно бы проникнуть внутрь. Всегда озабоченный поражением рабов Божиих, всегда неприязненный, коварный во время мира, жестокий во время гонения, он — когда не может обольстить тайно — грозит открыто и явно, устрашая ужасами гонения.

Потому, возлюбленнейшие братья, необходима стойкость нашему духу: Дабы полнее представить это и яснее понять, обратимся к началу и источнику — посмотрим, откуда и как началась ревность; ибо легче нам будет избегнуть столь пагубного зла, если мы будем знать его происхождение и великость. В самом начале мира диавол первый погиб от этого зла и сделался губителем. Он, украшенный ангельским величием, угодный и любезный Богу, возревновал и предался враждебной зависти, увидевши человека созданным по образу Божию, и затем, подстрекаемый ревностью, сам низвержен ревностью прежде, чем низверг другого, пленен прежде, чем пленил, погиб прежде, чем погубил, и, возжелав из-за зависти отнять у человека благодать дарованного ему бессмертия, сам утратил то, чем был прежде.

Как избавиться от чувства ревности? Священник Сергий Осипов